Первые тёплые месяцы, как правило, редко кого-то оставляют равнодушным. Однако, все проживают их по-разному: одни испытывают прилив сил, а у других всё валится из рук. Что же такое «весеннее обострение» и, главное, встречается ли оно у детей?
«Весеннее обострение — это собирательный термин, которым обозначают изменения в организме во время первых теплых недель после затяжной зимы. В медицинских справочниках такого понятия нет: под обострением обычно понимают комплекс симптомов вроде колебаний настроения, сонливости и подавленности», – объясняет Наталья Юркина, заведующая отделением реабилитации №2 Челябинской областной детской клинической больницы.
Как правило, нарушения здоровья весной связаны с тем, что человек в зимний период получает из пищи мало витаминов и полезных веществ. Еще одной причиной является длина светового дня, которая зимой значительно меньше, нежели в более теплые времена года. С приходом тепла измученный холодами организм подвергается дополнительному стрессу и начинает экстренно приспосабливаться к новым условиям окружающей среды: повышению температуры, изменению давления и увеличению светового дня. Этот процесс может оказаться далеко не лёгким.
«Безусловно, «весеннему обострению» подвержены и дети. Есть целая категория ребят, чье поведение резко меняется с наступлением весны и осени. Они становятся чрезмерно капризными, эмоционально неуравновешенными, чересчур возбудимыми. Ребенок может внезапно начать драться в школе, или активно проявлять протестное поведение. Даже если все описанные проявления были характерны для ребенка и в другой сезон, то именно весной и осенью они проявляются с наибольшей интенсивностью. Также на сезонное расстройство могут указывать бессонница, потеря аппетита и повышенная тревожность», – рассказывает Наталья Юркина, заведующая отделением реабилитации №2 Челябинской областной детской клинической больницы.
В такой ситуации ребенку со слабой нервной системой поможет определенный образ жизни, соблюдать который необходимо не только в периоды сезонного обострения, а пока у него не сформируются естественные механизмы саморегуляции.
«Важно разработать четкий режим и распорядок дня. Нужно строго придерживаться режима дня, несмотря на любые попытки со стороны ребенка его нарушить. Наличие четких, простых и понятных правил жизни и требований помогает ребенку справляться со своей возбудимостью, так как снижает уровень его тревоги и, следовательно, гиперактивности», – рассказывает Наталья Юркина,
заведующая отделением реабилитации
№2 Челябинской областной детской клинической больницы.
Нужно также понимать, что все предъявляемые ребенку требования должны соответствовать его не возрастным, а личным особенностям. Подойдите к этому вопросу индивидуально. Все дети разные. Если ребенок просит помощи – помогите ему. Будьте рядом, напоминайте, что ему необходимо сделать, поддерживайте и одобряйте его, при необходимости сделайте задание вместе.
Также нужно отметить важность профилактики эмоционального перевозбуждения. Обилие впечатлений приводит к истощению нервной системы, излишней нервозности и агрессивности ребенка. Необходимо снизить интеллектуальные и физические нагрузки. Замените сложные тренировки и занятия на более приятные прогулки, пение или любое другое творчество.
Важно исключить из графика ребенка яркие мультфильмы и компьютерные игры. Не стоит уделять больше получаса в день телевизору и компьютеру. Лучше выбрать что-то одно: сегодня любимый мультик, завтра игра на планшете.
Также следует избегать шумных мест с большим скоплением людей. Крупные супермаркеты, многолюдные кафе ребенку следует избегать. Дни рождения, театры, цирки и т.д. следует посещать исключительно в выходные дни, когда у ребенка останется возможность отдохнуть от полученных впечатлений.
Не нужно пытаться самостоятельно, без назначений давать ребенку успокоительные препараты или травяные сборы с аналогичным эффектом. Любой неконтролируемый прием лекарств может не только усугубить ситуацию, но и нанести непоправимый вред здоровью ребенка. Необходимость терапии может определить только врач.