Уже четверть века жизнь Михаила Купитмана связана с медициной. Он – заведующий травматологического отделения ГКБ №6, доцент кафедры травматологии и ортопедии ЮУГМУ, кандидат медицинских наук, человек, для которого работа является любимым делом. Специалист рассказал о развитии и успехах своей команды, о том, что значит быть врачом, как в профессии рождается новый человек и почему этому ремеслу нужно учиться всю жизнь.
Сегодня травматология Городской клинической больницы №6 занимает достойное место среди медучреждений Челябинска и области, активно развивается. Здесь пациентам оказывается высокотехнологичная помощь – эндопротезирование, остеосинтез, артроскопия, оперируются взрослые люди всех возрастов с абсолютно разными видами травм. По мнению Михаила Ефимовича, всё это было бы невозможно без боевого настроя коллектива, энтузиазма и тяги к новым открытиям.
«Травматология и ортопедия за последние годы очень изменилась, и в нашей больнице в том числе. Мы продвинулись достаточно серьёзно: оперируем перелом таза, вертлужные впадины, переломы тазового кольца, освоили малоинвазивную технику операций, при помощи погружных конструкций помогаем пациентам с тяжёлой политравмой. Все доктора освоили интрамедуллярный, чрескостный остеосинтез, они чётко понимают тактику лечения. Это очень радует, ребята молодцы, они растут.
Работа никогда не строится только на одном докторе. У нас хорошие медицинские сёстры - люди, которые понимают, как нужно работать, как относиться к больным. Порой обращают внимание на то, что ты сам не видишь. Такие добрые взаимоотношения в коллективе».
С особым трепетом и теплотой врачи-травматологи относятся к пожилым пациентам. Благодаря наличию различных эндопротезов и высококлассным навыкам специалистов, диагноз «перелом шейки бедренной кости» больше не кажется приговором.
«Мы всё время повышаем порог тех, кого раньше не могли взять, берём всё более тяжёлых пациентов. Буквально на прошлой неделе я оперировал человека и 98 лет. Эта категория становится для нас обычной. Прооперировать их – полпроблемы. Необходима реабилитация – поднять на ноги, научить ходить, чтобы эта операция была не зря. Смысл-то не в том, чтобы собрать конечности или поставить протез. Смысл в том, чтобы вернуть человека к жизни.
Если раньше, в прежние времена, таких пациентов отпускали домой, в неизвестность, и большинство из них погибали, теперь они уходят от нас сами, своими ногами. Вот, два месяца назад больная была тяжёлой, а теперь она приходит на контрольный осмотр и говорит «спасибо». Конечно, очень приятно, когда система запускается и ты видишь результат этой работы.
Нельзя сказать, что травматология сейчас подошла к какому-то пределу здесь, в ГКБ №6. Нам есть, куда развиваться дальше. И всё наше дальнейшее возможное развитие связано с остальными отделениями. В настоящее время не может один человек в медицине решить все проблемы».
Внедрение новых методик работы в травматологии невозможно без должного оснащения отделений высокотехнологичным оборудованием. Так и большую роль при этом играет совместная работа с другими службами медучреждения.
«Сформировался достаточно большой поток пациентов, которых раньше, 25 лет назад, мы лечили только в поликлиниках – делали уколы, ставили блокады, проводили физиолечение. Сейчас мы этим больным можем дополнительно помочь – где-то поправить мениски, где-то удалить какие-то части, которые мешают в коленных суставах и вызывают обострения. Тогда дальнейшее лечение у терапевтов и ревматологов в разы облегчается. Для выполнения таких операций требуется специальное оборудование – артроскопы, электрокоагуляторы, манипуляторы, сама операционная установка, трубки для артроскопии и многое другое. Если раньше были только доктор, скальпель и нитки, то теперь это доктор и всевозможные аппараты. Конечно, становится понятно, что без общей организации всего этого процесса ничего не будет работать».
Травматизм занимает первое место по смертности. Травматологи ежедневно спасают людей, благодаря их профессиональному вмешательству, пациенты возвращаются к привычной полноценной жизни.
«Если посмотреть количество больных, обращающихся в наш травмпункт, – оно же колоссальное! Когда поступает человек с травмой, несовместимой с жизнью, – без лечения, в природе, он должен умереть, а с лечением, честно говоря, можно получить абсолютно разные результаты. Нет никакой уверенности. И вот вся бригада бегает, его спасает, оперирует ... и он выживает. Когда ты это видишь, то понимаешь смысл работы врача. А смысл состоит не в том, чтобы прооперировать перелом или убрать аппендикс, абсолютно не в этом. На самом деле, врачи меняют людям жизнь!
Бывают разные виды работы – солдаты защищают Родину, повара готовят еду, священники помогают молитвой, а врачи дают шанс человеку жить по-другому. Вот сломался он, остался инвалидом, и его судьба в корне изменилась бы, затронула бы его детей, внуков. Но человек столкнулся в этой ситуации с врачами, они его вылечили. Да, может быть, он не будет таким, каким был до получения этой тяжёлой травмы, но будет жить. Поэтому травматология – замечательная специальность, которая будет нужна всегда».
По мнению Михаила Купитмана, стать врачом и понять нюансы профессии невозможно без многолетней работы в стенах больницы и перенимания бесценного опыта у старшего поколения. Ожидания далеко не всегда совпадают с реальностью. Медицина должна стать не только работой, приносящей финансовый достаток, но и делом всей жизни, результаты которого станут стимулятором для дальнейшего развития.
«Человек приходит в профессию, смотрит на всё идеализированно, а когда сталкивается с реальностью, обучается тому, что есть на самом деле. Это уже опыт, что для человека, наверное, самое дорогое. Когда спасаешь пациента, видишь положительный результат – ощущаешь чувство удовлетворения от жизни. Оно схоже с тем же, как сейчас зачастую люди пытаются найти это в хобби – на лыжах катаются, на мотоциклах ездят. От этого ты получаешь удовольствие.
Плюс тебя же воспитывают. Нет такого, что ты закончил институт и тебя отправляют работать хирургом, травматологом, урологом. Ничего подобного. Врача из тебя годами будут делать коллеги: они направляют и воспитывают, показывают своим примером, каким ты должен быть. Я, например, в жизни с такими людьми столкнулся и очень им во многом благодарен. Поколения меняются, а правда всегда одна – как это должно быть на самом деле».
Помимо практической травматологии, Михаил Ефимович занимается научной деятельностью – многие годы преподает в Южно-Уральском Государственном медицинском университете.
«Есть такие люди, как Игорь Александрович Атманский, заведующий кафедрой травматологии и ортопедии ЮУГМУ, который мне показал, что такое наука и насколько это интересно – смог сформировать вторую мою любовь к медицине, помимо практики. И то отношение к своей работе, которое он мне показал, приводит к тому, что ты занимаешься какой-то темой определённое количество лет, и потом сам можешь всё рассказать о ней. Не ссылаться на мнение каких-то учёных, а формировать собственное и преподносить его людям. Ты можешь рассказать, что за многолетний опыт видел сам. Это действительно интересно и именно то, что передается потом другим поколениям травматологов друг от друга.
Ты заходишь в профессию одним, совершенно неадекватным в самом начале, со своими муравьями в голове, а когда проходишь через это горнило, через всех этих людей, которые тебя воспитывают, уходишь оттуда абсолютно другим. Сейчас я в такой ситуации, что и меня всё ещё воспитывают, и я сам уже воспитываю. Хотелось бы, чтобы новые врачи, которые приходят, тоже это чувствовали и знали, что им передается какой-то дух от предыдущих поколений. Это очень важные вещи. И эти процессы прерывать нельзя: они должны происходить постепенно и постоянно».
Принято считать, что травматолог – это человек со стальным характером, крепкими нервами, обладающий большой физической силой и высоким уровнем интеллекта. Есть ли место женщине в столь тяжёлом направлении медицины?
«Сейчас в травматологию идёт много девчонок. По факту, они не глупее ребят. Может быть, они даже более усидчивые. В первую очередь, в медицине нужна голова, потому что всё решается ею, а уже потом силой. При правильном отношении, женщины занимают те ниши травматологии, с которыми они способны справиться без наличия грубой физической силы. Хирургия красивая. Она должна выполняться правильно.
Я знаю много классных женщин-травматологов и у нас, и за пределами области. Совсем недавно на учёбе в Кургане я ассистировал женщине-хирургу, которая ставила протез коленного сустава и делала это красиво, как человек картину пишет. Это как искусство. Люди все разные, и девчонки тоже разные. У меня в группе была девочка, которая выиграла соревнования по армрестлингу среди женщин в Челябинске, то есть нормальная у неё сила. Кто-то более сильный, а большинство людей берут всё это головой.
Как говорит один наш врач с сорокалетним стажем, Булат Илефович Каримов, «это мой образ жизни, я так живу и не хочу по-другому», и в этом правда. Всё зависит от того, сможешь ли ты построить свою жизнь за пределами работы. Ведь это экстренная травматология, не плановая. Здесь тебя могут вызвать в любое время, ты можешь быть занят, но у тебя есть дети, есть дом. Мужчинам проще в этом плане, и это единственное различие в профессии между девчонками и ребятами».
В травматологии, как и в любом ином направлении медицины, важно помнить, что от твоего вмешательства зависит человеческая жизнь. В этом случае ты уже играешь весомую роль в чьей-то судьбе. Путь каждого врача уникален и самобытен, а становление специалиста происходит в нужное время.
«Люди растут по-разному, как грибы в лесу. Кто-то быстрее растёт, кто-то медленнее, но в конце вырастают все. И когда это происходит, между ними нет никакой разницы. Так же и с врачами, потому что «терпение и труд всё перетрут». Кто трудится, тот всегда становится специалистом – чуть раньше или чуть позже, но это абсолютно не имеет никакого значения.
Молодым врачам, которые приходят в профессию, хочется пожелать одну простую вещь: нужно помнить, что вы работаете не со станком, мотоциклом или автомобилем. Перед вами живой человек, от вас зависит его жизнь. Вот и всё. Потому что нет судьбы одной и той же. Она у всех разная. И все мы немножко разные. Это замечательно!»