«Погода сегодня хорошая, ни ветра, ни осадков, значит и посадка пройдёт гладко», - улыбается пилот Евгений Полетаев, плавно снижая борт на новенькую вертолётную площадку на территории Челябинской областной клинической больницы.
Здесь уже пациента поджидает реанимобиль, чтобы спустя считанные секунды он оказался в приёмном покое с врачами. А винтокрылая скорая помощь вылетела на очередной вызов.
Лёгкие вертолёты «Ансат» производятся в Казани, в переводе с татарского означают «простой». Внутри кабины, действительно, ничего лишнего. Лишь все необходимое для поддержания жизни пациента. Вертолёты легкие и способны совершить посадку на практически любой ровной, твердой поверхности, что позволяет им осуществлять свою работу как по всей территории Южного Урала, так и за пределами области.
Евгений Полетаев, командир воздушного судна, инструктор:
«В сентябре уже будет три года, как я работаю в санитарной авиации. У меня есть напарник, выходим посменно, меняемся. Работа нравится, как и чувство причастности к спасению пациентов, а они всегда госпитализируются с разной степенью тяжести: после ДТП, ожогов, множественные травмы… Это и взрослые, и дети. Бригада врачей у нас на борту отличная! Всегда найдут слова поддержки для пациента. Ну а на мне – управление и безопасность. Задача – максимально комфортно и оперативно доставить в больницу».
В Челябинской области несут службу всего два вертолёта: один из которых базируется неподалёку от Челябинска, а другой в Магнитогорске. Они регулярно совершают медицинские вылеты и доставляют пациентов в ведущие медицинские центры. За неполные четыре месяца – это уже свыше 80 вылетов.
Бригада медиков – квалифицированные специалисты и как настоящие профи они выполняют свою работу четко, последовательно, без лишних эмоций. После проведения транспортировки пациента, мы с большим интересом направились с расспросами к врачу Андрею Карпову. О пациенте, конечно, информации минимум: госпитализирован из Сатки, тяжёлый. Желаем скорейшего выздоровления! А вот о рабочих буднях Андрей Владимирович рассказал подробно. Итак, поступающие заявки делятся на два типа: экстренные – то есть внезапные и оперативные вылеты на чрезвычайные происшествия, здесь санавиация бывает просто незаменима. И плановые – когда медицинским учреждением или консилиумом врачей решается вопрос о перевозке пациента воздушным транспортом, но также без потери времени. Важно учитывать транспортабельность, на высоте организм человека работает иначе, чем на земле. Когда полёт запланирован, бригада медицинских работников с аэродрома вылетает в нужную больницу, там пациента уже готовят для перевозки и также во всеоружии встречают на месте посадки.
Андрей Карпов, заведующий отделением экстренной консультативной скорой медицинской помощи Территориального центра медицины катастроф:
«С установлением погодных условий летать приходится намного чаще! В среднем в сезон мы совершаем порядка 2-3 вылетов ежедневно. Сама служба медицинской авиации не просто нужна, а необходима! Благодаря авиации у нас появляется возможность оказаться на месте в два или три раза быстрее автомобиля. Когда речь идёт о транспортировке пациента, это может стать решающим фактором. На вертолёте присутствует реанимационное оборудование, оно оснащено аккумуляторными батареями и может работать длительное время без подзарядки. Здесь и аппарат ИВЛ с несколькими кислородными баллонами, и дефибриллятор, и множество других медицинских устройств, без которых было бы невозможно поддержание жизни наших пациентов на борту. Ну а мы всегда рядом, поможем, успокоим, приободрим, какие бы ситуации не были – важно сохранять спокойствие и позитивный настрой!»
Напомним, работа санитарной авиации была возобновлена Министерством здравоохранения региона в рамках реализации федеральной программы «Развитие системы оказания первичной медицинской помощи». Помимо Челябинской области всего 36 регионов в Российской Федерации стали участниками данного проекта.
Фотографии и видео пресс-службы Министерства здравоохранения Челябинской области