Название практики |
"Зубная фея" - программа профилактической стоматологии и лечения зубов без применения общего наркоза у детей с ментальными особенностями в развитии |
Краткое название |
"Зубная фея" |
Вызов: формулирование вопроса
|
Как помочь детям с ментальными особенностями в развитии правильно ухаживать за полостью рта и регулярно посещать стоматолога без страха? |
Категория |
1) Здоровье и образ жизни |
Сайт практики |
|
Цель: решаемая задача |
|
Описание |
Медицинская и социальная реабилитация инвалидов детства – актуальная проблема современного общества. В структуре причин инвалидности первое место занимают болезни нервной системы (38,3%), второе — пороки опорно-двигательного аппарата (21,1%). Эти заболевания и пороки приводят к тяжелой инвалидности с раннего детства. Их высокая распространенность и неуклонный рост создают большие проблемы в медицинском обслуживании этого контингента детей. В системе комплексных лечебных и реабилитационных мероприятий наряду с другими специалистами важно участие стоматологов для своевременного лечения и профилактики заболеваний органов полости рта.
По статистике в Челябинске проживает более 3500 детей, состоящих на учете с ментальными нарушениями в развитии. Работа врача с детьми, неспособными к самообслуживанию и самостоятельному передвижению, испытывающими трудности в общении с окружающими (связанные с нарушением интеллекта или логопедическими проблемами), имеющими отклонения в нервно-психическом развитии и эмоционально неустойчивыми, сопряжена со значительными сложностями проведения у них лечебно-коррекционных мероприятий в полости рта. Именно поэтому условия общего стоматологического обслуживания для них крайне несовершенны.
У большинства особенных детей отмечают неудовлетворительную гигиену полости рта, что можно объяснить, неспособностью осуществлять гигиенические процедуры вследствие задержки психо-речевого развития и недостаточной моторики рук, а также отсутствием системы обучения гигиене полости рта и недостаточным контролем со стороны родителей. Профилактическая направленность в работе стоматолога имеет огромное значение, так как кариес это болезнь поведения.
Особенным детям для оказания стоматологической помощи требуется специальная подготовка перед лечением. Кроме того, обеспокоенность родителей общим состоянием ребенка часто затягивает обращение к стоматологу, вследствие чего у ребенка развиваются серьезные заболевания полости рта. К тому же некоторые врачи, испытывая неудобства при лечении таких детей, оказывают им помощь не в полном объеме.
В зависимости от успеха адаптационных мероприятий, которые осуществляют родители и общество, лечение особенных детей можно проводить, так же как и у обычного ребенка, с применением местного обезболивания.
Говоря об обезболивании в детской терапевтической стоматологии, надо четко различать, что из предстоящего лечения требует именно обезболивания, а что в поведении и состоянии ребенка связано с другими причинами и требует совершенно других методов коррекции. Степень риска применения выбранного вида обезболивания не должна быть выше степени риска стоматологического вмешательства. Обезболивание - сопутствующая, дополнительная процедура, выполняемая только для того, чтобы обеспечить возможность без боли, стресса, любого риска для здоровья и с максимальной эффективностью провести те стоматологические вмешательства, для которых ребенок обратился к врачу.
Проведенный нами опрос в социальных сетях подтвердил, что более предпочтительным вариантом для родителей является проведение лечения без общего наркоза. (https://vk.com/tak174?w=poll-167480518_391640280). В опросе приняли 133 человека. 94% высказались о необходимости лечения без применения общего наркоза.
Ключевым аспектом является то, что при лечении под наркозом ребенок не учится ни чистить зубы, ни следить за чистотой полости рта, ни регулярно посещать профилактические осмотры, открывать рот, держать его открытым, пока врач проводит манипуляции. После проведенного под наркозом лечения через 2-3 года ребенок снова имеет множественный кариес и нуждается в очередном наркозе. Лечение под общим обезболиванием оказывается неэффективным и с финансовой точки зрения.
Также большое количество детей с особенностями развития имеют врожденные сопутствующие патологии, которые могут быть противопоказанием к даче наркоза.
Выходом является работа по уже отработанной технологии лечения зубов без наркоза у детей с особенностями в развитии, которая при правильном применении эффективна в 93% случаев.
С 2018 года применяется методика, которая позволяет подготовить ребенка к предстоящему лечению и сделать его пребывание в клинике максимально комфортным. При правильном подходе и профессиональном сопровождении семьи специалистами АНО «Такая жизнь», дети, которым раньше лечили зубы исключительно под общим наркозом, смогли пройти лечение кариесов и пульпитов, а некоторые и удаление – под местной анестезией. |
Результат |
В результате работы проекта (3 года):
|
Главный результат |
|
Сроки реализации практики (мес.) |
Ориентировочный срок реализации практики – 12 месяцев |
Этапы внедрения:
|
|
Материалы |
12 уроков Зубной феи на Ютуб канале https://btfr.cc/x31 |
Команда практики |
Лыскова Юлия Анатольевна, главный внештатный специалист стоматолог детский МЗ ЧО, заместитель главного врача Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, ассистент кафедры терапевтической и детской стоматологии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России Жернова Елена Викторовна, руководитель Центра помощи детям с синдромом Дауна, аутизмом, ДЦП «Звездный дождь» |