Название практики |
Использование инструментов дополненной реальности в реабилитации и абилитации детей |
Краткое название |
Интерактивная песочница-стол |
Вызов: формулирование вопроса |
Как повысить эффективность реабилитации и абилитации детей через интерактивную среду? |
Категория |
1) Здоровье и образ жизни |
Сайт практики |
https://products.playstand.ru/medicine https://playstand.ru/products/interaktivnaya-pesochnica-stol/ |
Цель: решаемая задача |
Повышение эффективности детской реабилитации, абилитации за счет активного вовлечения детей в процесс реабилитации через игровые форматы с использованием цифровых интерактивных инструментов.
Повышение показателей развития детей по следующим диагностическим критериям:
● уровень взаимодействия
● уровень развития мотивации
● уровень инициативности
● словесный контакт
● уровень исследовательской активности
|
Описание |
Внедрение цифровых инструментов реабилитации детей через игровую деятельность с эффектом дополненной реальности путем взаимодействия ребенка с интерактивным изображением проецируемом на песок или другой мелкодисперсный материал.
Возможность интерактивного взаимодействия достигается за счет применения технологий компьютерного цифрового зрения на основе высокоточных датчиков глубины.
Программная среда интерактивной песочницы в режиме реального времени распознает изменения поверхности песка и динамически меняет проецируемое изображение в соответствии с действиями ребенка, что у 100% пациентов вызывает положительные эмоции и желание продолжить процессы реабилитации, абилитации.
Данный метод позволяет детям в игровой форме управлять интерактивной средой исходя из собственных идей и потребностей, при этом активно задействована мелкая моторика верхних конечностей, что благоприятно сказывается на процессе реабилитации ребенка.
Интерактивная песочница позволяет детям с интересом исследовать окружающее пространство. Это целый комплекс, наделенный преимуществами дополненной реальности. Малыши получают возможность создавать собственный мир, в котором есть горы, моря и равнины. Это помогает им в изучении географии, фигур, оттенков, тренирует логику и память. Улучшается ориентация в пространстве и уровень общего развития.
Занятия помогают формировать у детей картину целостности мира, расширять кругозор, развивать познавательно-исследовательскую деятельность, память, улучшать коммуникативные навыки и речь, улучшать социальную адаптацию. Разнообразие режимов помогает создавать множество занятий на весь учебный год по знакомству с окружающим миром: животными, растениями, космосом, географией. Игры в каждом режиме снимают психоэмоциональное напряжение, способствуют концентрации внимания.
Использовать интерактивную песочницу можно с детьми от полутора лет. С интерактивной песочницей выстраивается индивидуальный маршрут для коррекции и реабилитации ребенка с ЗПР, ЗРР, ЗМР, СДВГ, ДЦП, синдром Дауна. Песочницу эффективно используют в индивидуальном, групповом формате, а также в семейном консультировании.
Интерактивная песочница позволяет интегрировать образовательные области и решить множество педагогических и коррекционных задач воспитателям, логопедам, психологам, дефектологам, учителям.
В Челябинской области осуществляется процесс реабилитации детей в 2-х детских клинических больницах и центрах реабилитации.
Методика полностью апробирована на детях, проходящих курс реабилитации в ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница».
Через «Интерактивную песочницу-стол» за текущий год прошло реабилитацию более 770 детей, охват аудитории – 95%.
С учетом возможного масштабирования имеется потенциал увеличения аудитории до 97%.
Срок реализации развертывания и масштабирования практики в организации Челябинской области составляет не более 4 месяцев.
Потенциально реализуема интеграция данных в региональную медицинскую информационную систему для создания электронной карты пациента. |
Результат |
В результате применения практики «Интерактивная песочница-стол» с применением инструментов дополненной реальности для реабилитации и абилитации детей на текущий момент:
1) реализован цифровой подход к формированию программы реабилитации с возможностью построения индивидуальной траектории через интерактивную игровую среду;
2) увеличена эффективность реабилитации до 100% в результате применения интерактивной песочницы в
3) подготовлены дальнейшие предпосылки к развитию телемедицины в оценке диагностики состояния пациента (моторики, зрительного контакта, творческого потенциала и т.д.);
4) применение данной практики дает существенный эффект для реабилитации и абилитации детей, в частности:
● с двигательными нарушениями при различных неврологических заболеваниях;
● в состоянии после травм и оперативных вмешательств;
● с генетическими нарушениями;
● с нарушениями аутистического спектра;
● с нарушениями слуха, зрения и др. |
Главный результат |
В процессе применения практики «Интерактивная песочница-стол» оказана помощь 772 детям, что составляет 95% от общего числа детей, прошедших реабилитацию в
Предварительное исследование показало повышение эффективности реабилитации, включая детей с генетическими нарушениями, с нарушением социальной коммуникации и социального взаимодействия, и с нарушениями аутистического спектра с увеличением количества успешных реабилитаций детей до 100%.
Апробированная практика для детей с нарушениями аутистического спектра показала ускорение формирования контакта с педагогом в 5 раз.
Апробированная практика показала увеличение концентрации внимания у детей в 4 раза.
В процессе применения практики ребенок в рамках реабилитации применяются следующие методики:
● игротерапия;
● кинезитерапия;
● сенсорная интеграция;
● развитие коммуникативных навыков;
● стимуляция речи;
● формирование артикуляционной и мелкой моторики;
● интерактивная песочная терапия |
Ресурсы. Финансирование |
В рамках реализации практики не требуется привлечение дополнительных ресурсов |
Сроки реализации практики (мес.) |
Ориентировочный срок реализации практики – не более
|
Этапы внедрения: |
Подготовительный этап – 2 месяца
Внедрение – 2 месяца
Проведение реабилитационных занятий с детьми на базе «Интерактивных песочниц-столов»
|
Материалы |
Использование интерактивных продуктов компании «Инновации детям» для работы с детьми https://www.youtube.com/watch?v=w9getP6RO9E https://www.youtube.com/watch?v=uVnz981_Yx0 https://www.youtube.com/watch?v=5oe31kEB2zs https://www.youtube.com/watch?v=fUAdJTseBeQ https://www.youtube.com/watch?v=yxDXnBNJeN4 |
Команда практики |
ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница»
Киреева Галина Николаевна, главный врач
В 2010 году назначена на должность главного врача
Галимзянова Алла Шамильевна, заведующая отделением медицинской реабилитации № 1
Координирует и организует деятельность всего отделения, осуществляет межведомственное взаимодействие между отделением и учреждениями здравоохранения, социальной защиты и образования
Черепанова Наталья Валерьевна, врач-педиатр отделения медицинской реабилитации № 1
Ведет первичный прием детей, с представлением рекомендаций для индивидуального плана реабилитации пациента, проводит динамическое наблюдение за детьми, оценивает их физическое и нервно-психическое развитие
Маркова Татьяна Олеговна, психолог
Проводит практические занятия, оценивают заключение врачей и дает рекомендации по программе реабилитации
Васильева Анна Зариповна, психолог
Проводит практические занятий, оценивают заключение врачей и дает рекомендации по программе реабилитации
|